Базовая площадка ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования" по направлению "Диалог в детском саду. Создание условий для реализации корнесловно-смыслового подхода в работе с дошкольниками" (приказ №9 от 08.11.2019 г) с 2020 по 2023 гг.
Калейдоскоп событий
В соответствии с планом деятельности в детском саду прошли мероприятия:
Тема «Дом» рассматривалась воспитанниками всех возрастных групп. Дети знакомились с частями дома: стены, фундамент, крыша, окна, дверь, крылечко, балкон. Педагоги обратили внимание детей на этимологию слова: ДОМ – согласно данным современной этимологии, происходит от древнего корня *dem- «подчинять, создавать , строить». Этимологически однокоренными являются такие слова «строение, дом» и предложили определить, кто же у них хозяин в доме? Дети чётко определили кто какие обязанности в доме у них выполняет, с удовольствием рассказывали о членах своей семьи.
Работа по осмыслению слова «дом» для воспитанников старшего возраста продолжилась при знакомстве с архитектурой нашего посёлка. В музее «Дом крестьянина Ёлкина» для детей было организовано практическое занятие «Наш новый дом». Дети повторили элементы, которые рассматривали во время экскурсии, рассмотрели картинки со строительными материалами и людей, чьи профессии востребованы в строительстве и в роли дизайнеров и архитекторов, спроектировали новый дом.
В один из осенних дней воспитанники группы «Подсолнух» посетили детскую библиотеку. Для детей была организована экологическая игра «И вновь приходит пора листопада». Значимое место в работе над темой заняла работа со смыслами уже знакомых детям слов: «подберёзовик», «подосиновик», «сосновый бор», «осинник», «листопад». А также дети разгадывали загадки на осеннюю тему, участвовали в различных конкурсах, вспомнили сказки об овощах и фруктах.
В нашем детском саду прошли Именины произведения К. Чуковского «Федорино горе» (95 лет). Дети знакомились с историями из жизни автора, его фотографиями, произведениями, читали отрывки из полюбившихся произведений, участвовали в викторине и играх на тему произведения «Федорино горе».
В ходе мероприятий, для младших дошкольников, образовательная деятельность педагогов была направлена на осмысление слова «порядок» на бытовом уровне.
Детьми старшего дошкольного возраста на слово «порядок» были изготовлены интеллект-карты, в составлении которой они самостоятельно подбирали картинки. Детям были предложены игры: «Что сначала, что потом», «Расскажи историю по картинкам», «Выполни задание» по произведению «Федорино горе» с целью перехода детей от понятия слова «порядок» к его смыслу.
При закреплении смысла слова, дети всех возрастов выполнили творческие задания на тему «Порядок», используя различные материалы: карандаши, пластилин, мелки, бумагу.
При анализе работ дети ещё раз смогли встретится с теми словами, смыслы которых заложены в названии предметов: посуда, чайник, сахарница, пылесос, скороварка, соковыжималка, а также слово «семья», и составить с этими словами предложения.
«Праздник дружной семьи». Под таким названием прошли мероприятия в группах нашего детского сада, цель которого закрепить знания детей о семейных отношениях: о заботе, помощи и любви. Дети вспомнили что такое «семья».
СЕМЬЯ – В русских этимологических словарях это слово возводится к древнему корню *tḱey- «селиться, устраиваться на ночлег», «дом как родовое гнездо и убежище». К этому же корню восходит часто встречающееся в текстах Евангелия древнегреческое слово κώμη /комэ/ «деревня, дом, село». Дети рассматривали фотографии, рассказывали о своих близких, составляли письмо маме, дружно отгадывали загадки, и участвовали в подвижных играх «Наседка и цыплята», «Тише- громче», обыгрывали потешку «Из-за леса, из-за гор…».
Что такое "одежда"? оде́жда, -ы, ж. Совокупность предметов, которыми покрывают, облекают тело. Верхняя, нижняя о. Мужская, женская, детская о.
Воспитанники нашего детского сада говорили о различных видах одежды, их назначении и применении. На развитии речи составляли небольшие рассказы об одежде, познакомились с произведениями «Каждый человек должен» В. А. Сухомлинского, «Маша-растеряша» Л. Воронковой. Дети старшего дошкольного возраста познакомились с различными видами ткани, попробовали сделать выкройку. В ходе работы над темой познакомились со смыслом слов «уток», «ткач», «ткацкий», «ровница», «наряд», выполнили творческое задание.
Продолжилось знакомство детей с темой «Одежда» в музее «Дом крестьянина Ёлкина». Для участников встречи была подготовлена образовательная беседа с использованием красочной презентации «Одежда народов мира»
Для осмысления такого качества личности как «порядочность», педагоги старших воспитанников использовали произведения Л. Пантелеева «Честное слово» и Н. Носова «На горке». В начале беседы детям было предложено вспомнить, что обозначает слово «порядок». Дети назвали и алгоритм в рисовании, в конструировании, работа по схеме, различные построения, смена времён года…)
Так как одно из любимых занятий детворы зимой – катание с горки, педагог предложил послушать рассказ Н. Носова «На горке»
При знакомстве детей с произведением была проведена беседа по рассказу, определён порядок выполнения работы.
Кто нарушил порядок детской забавы? Как? Как был восстановлен порядок на горке.
Какие похожие (однокоренные) слова к слову «порядок» мы с вами знаем? Дети назвали: ряд, заряд, беспорядок, рядиться, наряжаться.
Почему, как вы думаете, мы назвали слово «наряжаться», «наряд»?
Как мы говорим, когда что-то не так во внешнем виде человека? (приведи себя в порядок)
Существительное наряд образовано от глагола нарядить, а он в свою очередь от рядить. Так мы пришли шаг за шагом к общеславянскому слову ряд. Оно того же корня, что и слово орудие, и значило в славянских языках "ряд, порядок, строй". Вот откуда у слова "наряд" было значение не только "одежда", но и "порядок".
Педагог назвал слово «порядочный» и предложил подумать про кого так можно сказать. Дети назвали «человек». На вопрос: «порядочный человек» – то какой человек» – дети отвечали: любит порядок, аккуратный, любит красиво одеваться, не опаздывает, делает всё правильно.
Порядочность — моральное качество человека, всегда выполняющего свои обещания и не наносящего умышленного вреда окружающим.
На вопрос: «Каких литературных героев можно назвать порядочными людьми» – дети назвали Золушку, Крошечку-хаврошечку, героев сказки «Волшебник изумрудного города» ….
При знакомстве с произведением Л. Пантелеева «Честное слово», дети однозначно охарактеризовали главного героя – честный, порядочный, вежливый.
Для закрепления смысла слова «порядочный» детям была предложена творческая работа на тему «Всё по порядку!»
Работа с использованием корнесловно-смыслового подхода была продолжена при осмыслении темы: «Перелётные птицы». В той теме дети осваивали смыслы слов «перелётные», «зимующие», «оседлые» птицы, «гнездо», «крыло».
Самостоятельно составляли предложения с использованием данных слов, выполнили коллективную работу «Стайка синиц».
При реализации темы «Игрушки» дети познакомились с историей её возникновения, узнали, что игрушки изготавливали для детей сами родители из подручных материалов: дерева, ткани, соломы, различных трав.
ИГРА – в этом слове сочетаются два древних корня: *aig- «колебаться», «двигаться» и *ra(j) «кланяться, нагибаться». Первый корень, указываемый во многих этимологических словарях, - тот же, что и в древнегреческих словах αἰσχύνομαι «колебаться» и, возможно, ἄγω «двигать»; а также в санскритском глаголе व्याव्यध् /vyāvyadh/ «кружить, вращать». В этом корне содержится образ колебательного и вращательного движения. Второй корень *ra(j)в этимологических словарях, в связи с этим, словом, не упоминается, хотя его присутствие очевидно. В русском языке к этому слову восходят слова радеть «заботиться, стараться» и ради «для».
В ходе работы над темой, дети разбирали смысл слов «юла», «матрёшка», «каталка», «посуда», «паровоз», «самосвал», рассказывали о своих любимых игрушках, рисовали
В ходе работы над темой «Мебель, Бытовые предметы.» дети старшего дошкольного возраста смогли на практике проверить устойчив ли их стульчик для медведей из сказки «Три медведя», выполненный в технике «Оригами», и ещё раз вникнуть в смысл слов «стоять», «стул», «стол», подобрать однокоренные слова, которые далеки по смыслу: «стена», «ствол». При обыгрывании своих поделок дети вспомнили, что «медведь» — это зверь, который ведает, где можно найти мёд.
Дети среднего дошкольного возраста нашего детского сада знакомились с элементами дымковской росписи. Украшая платочек, узнали, что символизирует каждый элемент: круг – символ солнца, точки – звёзды, прямая линия – дорожка, волнистая линия – вода. Одна из задач, стоявшая перед педагогом, была познакомить детей со смыслом слова «платок». Так дети увидели смысл слова «покрывать» и составили смысловую дорожку из слов: «платок», «покрывать», «покров», «защищать».
Воспитанники старшего дошкольного возраста познакомились со смыслом слова «труд».
ТРУД – слово происходит от сочетания двух древних корней: *ter/tъr «тереть» и *dh(е) «делать». Первый корень*tъr- тот же, что в русских трение, трутень, утруждать, терпкий, терпеть, страда, страдание, стирать, (про)торить, трава, травить, тропа, тернистый. В результате трения всё, что создано из праха земного, обращается в прах – стирается. В.В. Семенцов.
Для знакомства со смыслом слова в самостоятельной деятельности педагога с детьми была оформлена интеллект – карта «ТРУД», полезные свойства которой: наглядность, привлекательность, запоминаемость, творчество и возможность пересмотра.
Знакомясь со словом «порядок» педагоги с воспитанниками шли от простого к сложному, от внешнего содержания слова (его значения) – к внутреннему (его сути, смыслу). Перед педагогами стояла цель: заложить у дошкольников положительное отношения к слову «порядок», как основному системообразующему понятию формирующейся личности. При знакомстве со словом педагоги помогали детям обрести интерес к поиску корня слова и подбирать к нему однокоренные слова, воспитывать у детей любовь к порядку в быту и порядочности как свойству личности, способствовать их «восхождению» от обыденного значения слова «порядок» (материального восприятия) к пониманию более глубинного смысла – «порядочность».
В ходе проживания слова вся образовательная деятельность была направлена на исследование значений слова «порядок» в различных видах детской деятельности. Воспитанники искали его и в окружающем мире, в природе, в математических представлениях, в музыкальных и художественных произведениях и т. д.
Знакомство детей со словами «щит», «защита», «защитник» прошло перед праздником День Защитника Отечества. Тематическое занятие «Богатыри Земли русской» было посвящено защитникам: богатырям, воинам, солдатам. Для воспитанников была подготовлена презентация с использованием иллюстраций от древних времён до настоящего времени, слово «защитник» звучало и с экрана, и в стихах детей.
Одним из направлений работы со словом «защита» стала и работа с детьми по основам здорового образа жизни, о защите своего организма от вредных привычек и ненадлежащего ухода за телом.
Театрализованное представление в группе «Подсолнух» с целью закрепления смыслов слов «слышать», «слушать», «послушание». При постановке сцен использованы произведения «Забавные медвежата» Л. Гаврилова, «Воробьишка» М. Горького, русских народных сказок «Лягушка-царевна» и «Маша и медведь».
Словесная игра для старших дошкольников «Да – нет», помогает самому правильно сформулировать вопрос, услышать ответ товарища и отгадать, что же находится в сундучке.
Упражнение «Телефонный разговор» помогает нашим воспитанникам овладеть умением разговора по телефону в любых ситуациях: вызов «Скорой помощи», «Полиции», «Такси», воспитывает нравственное отношение к слову и ответственность за произнесенное слово.
Упражнение "Подарок другу с Новогодними пожеланиями" ( работа по теме "Дар.Подарок.")
Составление мини-рассказа "Советы мудрого воробья" (работа по произведению В.Бианки "Синичкин календарь")